Лекция 2. Становление философии Древней Греции в 8-6 вв до н.э.


----------
1. Ионийская философия (6-5 вв до н.э.)
2. Пифагорийский союз
3. Элейская школа (6-5 вв до н.э.)
----------


Полис – рабовладельческий город-государство.

1. Деятельность милетской школы, возникшей на Ионийском побережье Азии приходится на начало и середину 6 века до н.э. Основатели: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит (Эфесский). Космологические мифы. Поэмы Гомера.

Из древних космогонических мифов первые греческие философы унаследовали следующие представления и идеи:
- о бесформенном первоначальном состоянии вселенной
- об отделении Земли от неба
- о развитии мира в направлении упорядоченности и лучшего устройства
- о периодической гибели и новом рождении вселенной.

Первые философы постепенно отказываются от мифологических образов и создают системно-рационализированное мировоззрение, основанное на доказательствах, на логическом анализе, на обобщениях. Милетцев часто называли физиками (phisys – природа), т.к. их интересовала первооснова всего сущего, которая остаётся неизменной после всех превращений – субстанция.

Натурфилософия – философия физиков.
Фалес считал первоосновой воду.

Анаксимандр считал первоосновой апейрон – вечную беспредельную материю, находящуюся в вечном вращательном движении и производящую противоположенности: тёплое/холодное, сухое/влажное. В разных сочетаниях эти противоположенности образуют землю, воду, воздух, огонь.

Анаксимен считал первоосновой воздух.

Гераклит считал первоосновой огонь. Это был один из первых диалектиков. Диалектика – учение о развитии мира. Гераклит считал, что развитие космоса подчиняется всеобщему закону движения – логосу (logos – закон).

2. Пифагорийская школа – 6 век до н.э.
Основатель – Пифагор.
Скудные источники и противоречивые.

Идеи: число – сущность вещей. Число у пифагорийцев не абстракция, а физика.
- арифметика
- геометрия
- музыка
- астрономия

Не мало сделали пифагорийцы для развития теории музыки.

3. Элейская школа – 5-6 вв до н.э.
Основатели: Зенон, Парменид, Ксенофен.

Главный предмет философии элейцев – бытие, которое они определяли, как единое тождественное самому себе. Бытие – вечно, не имеет ни начала, ни конца. Оно неизменно, неподвижно, т.к. подвижность и изменчивость – это характеристики небытия. Существует лишь то, что можно мыслить и выражать в словах.

Элейцы считали, что бытие неподвижно. Зенон доказывал это в своих апориях. Апории – трудно разрешимые задачи.

Вернуться к списку лекций