Лекция
2. Становление философии Древней Греции в 8-6 вв до н.э.
----------
1. Ионийская философия (6-5 вв до н.э.)
2. Пифагорийский союз
3. Элейская школа (6-5 вв до н.э.)
----------
Полис – рабовладельческий город-государство.
1. Деятельность милетской школы, возникшей на Ионийском побережье Азии
приходится на начало и середину 6 века до н.э. Основатели: Фалес, Анаксимен,
Анаксимандр, Гераклит (Эфесский). Космологические мифы. Поэмы Гомера.
Из древних космогонических мифов первые греческие философы унаследовали
следующие представления и идеи:
- о бесформенном первоначальном состоянии вселенной
- об отделении Земли от неба
- о развитии мира в направлении упорядоченности и лучшего устройства
- о периодической гибели и новом рождении вселенной.
Первые философы постепенно отказываются от мифологических образов и создают
системно-рационализированное мировоззрение, основанное на доказательствах,
на логическом анализе, на обобщениях. Милетцев часто называли физиками
(phisys – природа), т.к. их интересовала первооснова всего сущего, которая
остаётся неизменной после всех превращений – субстанция.
Натурфилософия – философия физиков.
Фалес считал первоосновой воду.
Анаксимандр считал первоосновой апейрон – вечную беспредельную материю,
находящуюся в вечном вращательном движении и производящую противоположенности:
тёплое/холодное, сухое/влажное. В разных сочетаниях эти противоположенности
образуют землю, воду, воздух, огонь.
Анаксимен считал первоосновой воздух.
Гераклит считал первоосновой огонь. Это был один из первых диалектиков.
Диалектика – учение о развитии мира. Гераклит считал, что развитие космоса
подчиняется всеобщему закону движения – логосу (logos – закон).
2. Пифагорийская школа – 6 век до н.э.
Основатель – Пифагор.
Скудные источники и противоречивые.
Идеи: число – сущность вещей. Число у пифагорийцев не абстракция, а физика.
- арифметика
- геометрия
- музыка
- астрономия
Не мало сделали пифагорийцы для развития теории музыки.
3. Элейская школа – 5-6 вв до н.э.
Основатели: Зенон, Парменид, Ксенофен.
Главный предмет философии элейцев – бытие, которое они определяли, как
единое тождественное самому себе. Бытие – вечно, не имеет ни начала, ни
конца. Оно неизменно, неподвижно, т.к. подвижность и изменчивость – это
характеристики небытия. Существует лишь то, что можно мыслить и выражать
в словах.
Элейцы считали, что бытие неподвижно. Зенон доказывал это в своих апориях.
Апории – трудно разрешимые задачи.
Вернуться к списку лекций
|