Лекция
5. Западноевропейская средневековая христианская философия.
---------------------------
1. Формирование христианской философии (1-4 вв)
2. Патристика (4-8 вв)
3. Средневековая сколастика.
а) Ранняя сколастика (9-13 вв)
б) Философия Фомы Аквинского и поздняя сколастика (8-14 вв)
---------------------------
1. В 1-4 вв в Европе формируется средневековая культура и новое теоцентрическое
мировоззрение (theos – бог).Согласно этой философии, бог определяет всё
существующее. Возникновение монотеистической религии – христианства. Монотеизм
– вера в одного бога. Политеизм – множество богов. Античному периоду соответствует
политеизм. Источник христианства – монотеистическая иудаистическая религия.
Догматы использовались. В 4 веке споры о том, как изображать бога.
Религиозные философские учения поздней античности.
В этих учениях формировалась теология (богословие) и готовилась основа
для создания религиозной философии.
Филон Александрийский (1 в н.э.) – “отец христиантсва”. Его учение – синтез
иудаистской мифологии и платоновского идеализма. Иудаистский бог - Яхве
(всемогущий, бестелесный, недоступный для чувственного и рационалистического
познания). Откровение – третий способ познания (исступлённая вера) – только
так можно познать Яхве. Логос по Филону становится сыном бога. Материя
– зло.
Гностицизм (2 в н.э.) – есть непознаваемый бог и логос (как посредник).
А в мире борются два начала – злое (материя) и доброе (дух). Человек состоит
из тела, которое от низших си, и духа, которое от божества. Задача человека
– возвыситься до бога путём аскезы (аскетизм).
Неоплатонизм – основатель Платин. Чистое и простое единство, исключающее
множественность.
Теология – система обоснования и защиты религиозного учения о боге. Теология
– теоретическая база религиозной философии. Религиозная философия – это
рациональное обоснование основных положений веры.
2. Патристика (4-8 вв).
Патристика (patris – отец) – “отцы церкви”. Патристика складывается в
4-5 вв в результате взаимодействия христианства и неоплатонизма.
Аврелий Августин (354-430 гг). Бог по Августину всемогущ, т.к. бесконечен
и бестелесен. Он создаёт мир свободным разумным творением на основе своей
идеи. Бог подчинил своей воли судьбу человека, которая теперь осуществляется
по замыслу бога. У Августина существует онтологистическое доказательство
бытия бога, согласно которому из представления о всесовершенном существе
следует его существование
Креационизм – учение о сотворении богом, согласно которому бог создал
мир из ничего и поддерживает бытие своим постоянным творением.
Теодицея – оправдание бога.
Основные положения религиозного мировоззрения.
- мир сотворён богом из ничего (креационизм)
- все явления действительности целесообразны, целенаправленны. А цели
мира определил бог. Бог является началом и завершением всех явлений (телеология,
teleo – цель).
- бог постоянно управляет развитием мира и направляет его. Контролирует
происходящие события и судьбы. Исторический процесс трактуется, как проявление
божественного проведения (провиденциализм).
3.Основные проблемы средневековой сколастики (scholae – школа).
- проблема сотворения мира богом.
- проблема доказательства бытия бога (Фома Аквинский)
Док-ва:
- должна быть первопричина
- все вещи мира случайны
- цепь причин не может быть бесконечной
- разные степени совершенства
- целесообразность природы нельзя объяснить естественными причинами.
- проблема соотношения веры и разума.
Ансельм Кантербирийский: “Не для этого следует понимать, чтобы верить,
напротив, следует верить, чтобы понимать”.
Двойственная истинность. Истинное откровение, вера и истина разума не
противоречат друг другу, а являются двумя равноправными способами постижения
божественного существования мира
- проблема природы универсалий.
Реалисты: реально существуют универсалии, т.е. общие понятия.
Номиналисты: понятия – это звуки, которые мы произносим и существуют только
единичные вещи.
“Без необходимости не следует утверждать многое”.
- проблема свободной воли и теодицея. Свобода воли привела человека к
греху.
Вернуться к списку лекций
|