Лекция 7. Философия нового времени (17 век)


-------------
1. Проблема методологии научного познания в философии Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта. Эмпиризм и рационализм.
-------------


Развивается наука. Гелиоцентрическая гипотеза Коперника (16 век). Буржуазная революция. Освобождение всех сфер жизни от религиозной философии. Наука, как знание, социальный институт, работа.
Индукция – метод для изучения природы. Дедукция – от общего к частному.
1. Фрэнсис Бэкон (Англия, 1561-1626). Труд “О достоинстве и преумножении наук”. Главной задачей для Бэкона является эмпирическое (опытное) изучение природы с целью увеличения власти человека над ней. В науке необходимо преобразовать – нужно осуществить “великое восстановление наук”, чтобы привести к границе умственного мира в соответствие с изменившемся научным, географическим, жизненным кругозором людей. Для этого нужно:
а) создать классификацию наук. В основу классификации Бэкон положил три основные способности человека
- память (история)
- воображение (поэзия, эмоции)
- разум (философия – бог, природа, человек).
б) создать новый научный метод познания природы. “Новый арганон”. Излагает суть нового опытно-индуктивного метода, который противоположен дедуктивно-силлогическому методу от Аристотеля. Сущность индукции по Бэкону состоит в непрерывном и постепенном обобщении от частных фактов к более общим, а от них к наиболее обобщённым предложениям. Исследуя какую-либо проблему (считает Бэкон), нужно провести наблюдения в трёх направлениях и составить три списка
- список случаев присутствия какого-либо свойства
- список случаев отсутствия того же свойства
- список разной степени присутствия того же свойства в вещах.
Затем, используя аналогию и исключение, необходимо делать выводы.
в) 4 вида призраков
- призраки рода. Коренятся в ограниченности человеческого разума и несовершенстве органов чувств. Приводят к антропоморфизму и телиологии.
- призраки пещеры – индивидуальные характеристики человека. Мешают познанию. Преодолеть их можно, опираясь на коллективный познавательный опыт.
- призраки рынка (площади). Порождаются общением людей и восприятием через речь устаревших понятий, неправильных толкований, что приводит к софизмам. Нужно критиковать с позиции логики.
- призраки театра. Вера, доверие перед авторитетным философом и идеями распространения философских систем.
Фрэнсис Бэкон сторонник эмпиризма – это философская позиция, согласно которой основой научного познания является опыт, эксперимент (знания вытекают из опыта).

Рационализм. Рене Декарт (1596-1650). В 17 веке в философии формируется рационалистический метод научного познания (ratio). Рационализм – философская позиция, согласно которой источником знаний являются мысли и понятия, присущие разуму. Спиноза, Лейбниц.
Дерево по Декарту:
Корни – метафизика,
Ствол – физика,
Ветви – науки: механика, медицина, этика.

Разум должен играть важную роль. Первое требование – “сомнение”. В труде “Рассуждение о методе” Декарт формирует 4 основных правила:
- истинным будет только то, что познаётся с предельной очевидностью и отчётливостью. Очевидность, как критерий истинности.
- исследуемый вопрос нужно мысленно делить на максимально просты элементы, чтобы прояснить все возможные трудности.
- мысль исследователя должны идти от познания простого к познанию сложного, а также должны устанавливать порядок там, где объекты мышления не даны в их естественной связи.
- для выведения истины необходимо последовательное перечисление всех звеньев дедукции.

Вернуться к списку лекций