Лекция 1. Культура первобытного общества.

С.Пуфендорф, Вольтер, Руссо, Тюрго. В эпоху Просвящения люди полагаются только на разум.

Впервые решаются вопросы: “Что есть культура?”, “Что есть человек?”. Существует 2 подхода.
- традиционный (существует разум, сотворивший мир и человека разумного – креационизм). Предполагаемая духовная разумная сущность, человек изначально был культурен.
- эволюционный (развивался в 18 веке, Бюффон, Сент-Илер, Ч. Дарвин). Тогда этот подход не признавался, т.к. господствовала религия.

Кондорсе, Вико, Гердер – история человечества – путь эволюционного развития (не был подтверждён фактами). Решающая роль в объединении этих теорий является теория Чарльза Дарвина. Фогт, Гексли обратили внимание на сходство человека и обезьяны. Шмерлинг находит остатки неандертальца (подтверждение теории Фогта). Тогда Дарвин пишет книгу “Развитие человека” и “Естественный отбор”. Эта теория не поддерживается религией. Геккель развил теорию происхождения человека, состоящую из 22 стадий. Первая стадия – промежуток между обезьяной и человеком – питекантроп. Скелет питекантропа нашли в начале 19 века. Дарт в 1924 году нашёл череп, похожий на обезьяний, но немного отличный. Такого человека назвали австралопитеком. Джохансон назвал скелет австралопитека “Люси”. Процесс эволюции человека – антропогенез. Далее появляется кроманьонец. Неандерталец выпадает из цепи эволюции. Человек по теории Дарвина не смог бы за такое время развиться до современного уровня. Выдвигается теория о некой катастрофе, в результате которой произошёл скачок в эволюции. Т. Де Шарден выдвигает теорию о происхождении человека через природу, сотворённую богом. Томсен предложил классификацию орудий труда человека. Питекантроп (homo habilis) – “человек умелый” (умел обращаться с орудиями труда). Он научился делать лук и стрелы, умеет шлифовать камень. Морган предлагает разделять периоды на дикий, варварский и цивилизованный. В период варварства существовал матриархат, в период дикости – промискуитет (беспор. сексуальная связь), в цивилизованный период – патриархат. Далее выдвигается другая теория насчёт развития человечества за счёт религиозной мысли. Культура позднего палеолита (Ориньяк) – наскальная живопись. Анимизм – одушевление всего. Разновидность этой веры – тотемизм (переселение души, все люди – родственники). Синкретизм – неразделённость религии, философии, моральных норм.

Хаос > Первобог (Первочеловек) > Жертва > Более молодые боги > Космос > Люди.

Стадии ритуала:
1. Очищение (переодевание в различные одежды)
2. Шествие
3. Жертвоприношение.

Мировое дерево:

Палеолитическая революция – появление освещения, появление земледелие и скотоводство, возникновение календаря.

Вернуться к списку лекций