ЛЕКЦИЯ 2. Структура современного русского литературного языка. Языковые
уровни и их единицы
Языковым знаком называется образование, обладающее некоторой материальной
формой (это может быть в обычном случае зрительный: например, написанное
слово система или слуховой образ: например, слышимый набор звуков [сист'емъ])
и содержанием, смыслом (для данного примера - «целостное множество элементов,
находящихся в отношениях и связях друг с другом»), В языке знаками являются
морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания), слова, фразеологические
единицы, свободные словосочетания, предложения. Звуки, а тем более буквы,
языковыми знаками не являются.
Система языка состоит из совокупности знаков. Эти знаковые единицы в системе
взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга, составляя при этом единство
и целостность. Каждый элемент системы существует не изолированно, а лишь
в противопоставлении другим компонентам системы: если есть множественное
число, то должно быть и единственное число. Иначе «е ясно, по отношению
к чему выделяется множественность, в чем ее суть. Также было бы бессмысленно
говорить о ж.р. слова дверь, если бы не было слов м.р. и ср.р. (как, например,
в английском языке). Элементы составляют систему, когда одна единица при
наличии другой имеет одни свойства, а в отсутствие другой имеет другие
свойства. Так, множественное число в русском языке, не имеющем двойственного
числа, имеет иную значимость, чем множественное число в словенском языке,
сохранившем двойственное число: в русском много, множество - все, что
больше одного (машины, руки, глаза}, а в словенском - все, что больше
двух. Когда же появление одной единицы влечет за собой появление другой,
то эта вторая является не особой единицей в системе, а неотдели мой частью
первой единицы. Так, при произнесении слова честь говорящий не замечает,
что вместе со смягчением звука [т] он смягчает и звук [с]. Т.е. у [т]
независимая мягкость, а у [с] - позиционная. Иными словами, для системной
организации обязательно, чтобы единицы существовали не сами по себе, а
только в определенном соотношении с прочими единицами.
Кроме того, что язык сам является системой, он представляет собой еще
и систему систем. Т.е. язык, будучи набором фактов, различаемых в речи,
распадается на относительно самостоятельные области. В каждой такой области
можно выявить системность: КРЛЯ - одна система, РРЯ - другая (см. лекцию
1). Они соотнесены, взаимно связаны (всегда возможен и легок перевод из
одной системы в другую, все грамматические значения одной системы можно
выразить грамматически в другой). Это две подсистемы литературного языка.
Уровни языка - некоторые «части» языковой системы. На каждом уровне можно
выделить определенный набор сходных между собой единиц и набор правил,
в соответствии с которыми эти единицы используются и объединяются в классы
и подклассы.
Различают четыре уровня (начиная с самого простого,
«нижнего»):
• фонетический - уровень сегментных и суттрасегментных зву
ковых единиц,
• морфологический - уровень морфем,
• лексический-уровень слов,
• синтаксический - уровень словосочетаний и предложений.
Единицы каждого последующего уровня состоят из единиц предыдущего: звуки
([звук'и]) входят в звуковые оболочки морфем (звук-, -и), морфемы образуют
слова (звуки), предложения состоят из слов (Звуки речи - минимальные единицы
речевой цепи, являющиеся результатом артикуляторной деятельности и характеризующиеся
определенными акустическими и перцептивными свойствами). При этом обычно
границы одного уровня должны проходить там же, где границы другого. Значит,
все единицы вышележащих уровней должны полностью делиться на единицы нижележащих.
Единицы языка выделяются с помощью сопоставления похожих по звучанию и
значению элементов в текстах - как устных, так и письменных (том - дом).
Чтобы выделить единицы языка, надо «очистить» их от сопутствующих им признаков.
Например, звуки речи влияют друг на друга, подчиняются влиянию ритма,
метра, связываются тембром, интонацией. Получаются определенные фонетические
конгломераты, состоящие не только из звуков. Чтобы выделить только звуки,
нужно определить свойства, составляющие их сущность. А уже на основе этих
признаков звуков, не зависящих от их комбинации с другими элементами -
несущественными признаками, выделяют сами звуки. Так же дело обстоит и
со всеми прочими единицами языка и речи. Таким образом, выделение любой
единицы - будь то звук, морфема, слово, словосочетание или предложение
- представляет собой выявление ее существенных признаков в зависимости
от сходства или различия материальной стороны речи, значений и употребления
элементов (например, признаки согласных: глухой
- звонкий, мягкий - твердый, губно-губной - губно-зубной - пе
реднеязычный - среднеязычный - заднеязычный и т.д.).
Сегментные фонетические единицы с точки зрения плана выражения:
- звук - наименьший из линейных отрезков речевого потока [е];
каждая следующая из более крупных фонетических единиц со
стоит из предыдущих - более мелких;
- слог - линейная последовательность звуков, содержащая один
гласный: [л'ек, цы, йа];
- фонетическое слово - минимальная единица организации сло
гов в осмысленное целое; отрезок звуковой цепи, объединенный
одним словесным ударением и состоящий из одного или не
скольких слов:
- речевой такт (синтагма) - минимальная произносительная еди
ница, с особой интонацией и ударением, заключенная между дву
мя очень короткими паузами (Было ветрено, \ сыро \ и скверно);
- фраза - отрезок речи, объединенный завершающей интонацией
и фразовым ударением в зоне ударного слога последнего слова и
заключенный между двумя достаточно длительными паузами: Я
хотел кое-что им нап”омнить, но они уже ушл”и (2 фразы в 1
предложении). В ту же //ночь \ широкая//лодка \ отчалила//от
гостиницы \ (I фраза, 3 речевых такта, в каждом из которых по 2
фонетических слова).
Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется
благодаря супрасегментным, или просодическим, единицам, которые как бы
накладываются на сегментные. Это ударение, интонация. Слоги объединяются
в фонетическое слово при помощи словесного ударения (в то же вр'емя),
а фонетические слова - в речевые такты при помощи тактового ударения (более
сильного, чем словесное) и интонации (Ив'ан Ив"анович сид'ел у себ"я],
погруженный в глуб'окие разд"умья1, где |,| - повышение, понижение
интонации). Морфемы - наименьшие значащие части слова:
- приставки (префиксы) - значащая часть слова, стоящая перед
корнем, использующаяся для образования родственных слов,
большей частью от глаголов и производных от них слов: пере-
воз-чик, в-ходить',
- корни - необходимая общая часть родственных слов, которая
морфологически неразложима и имеет значение: вод-а, вод-ный,
под-вод-ник, водянистый. Правда, есть одна лексема без корня:
вы-н-у-тъ(ся).
- суффиксы - значащая неизменяемая часть слова, всегда стоя
щая непосредственно за корнем, служащая для образования род
ственных слов (гор-н-ый, гор-ист-ый, гор-щ) или для различения
грамматических форм слова без изменения его лексического зна
чения (красивый - красив-ее - красив-ейш-ий; рассказ-а-ть -
рассказ-ыва-тъ; топк-а-тъ - толк-ну-ть; игр-а-ть - игр~а-л; по-
обед-а-в; нес-и);
- окончания - значащая часть слова, стоящая за корнем и или
суффиксом, изменяющаяся, чтобы показать связь слов в речи, по
этому его выбор всегда определяется другими словами; Старшая
сестра учит младшего брата. Старший брат учит младшую се
стру. Отсутствие окончания (нулевое окончание) может характе
ризовать слова в Им.п. или в м.р.: стул-0;
- интерфиксы (овц-е-бык) связывают корни;
- постфиксы (становить-ся, сделай-те, кто-то, когда-ли&о,
что-нибудь);
- циркумфиксы (под-окон-ник) - комбинации из префикса и
суффикса, функционирующие совместно.
Слово может иметь две морфемы (он-а, стол-0 - корень и нулевое окончание)
и несколько морфем (по-на-вы-пис-ыва-л-и). Все части слова, кроме корня,
называются аффиксами. Они содержат в себе словоизменительные и/или словообразовательные
значения. Морфемы выделяются при сопоставлении слов друг с другом, выражают
какое-то значение, которое повторяется с повторяемостью морфемы в разных
словах и которое далее не членится на более мелкие единицы, имеющие значение:
если морфему разъединить, получаться единицы, не имеющие никакого значения
- звуки, которые не являются знаками.
Слово - основная минимальная значимая единица языка, объединяющая в своем
составе единицы фонетического и морфологического уровней и являющаяся
составляющей единицы синтаксического уровня - синтаксической конструкции.
Слово является знаком, т.е. двусторонней единицей: оно имеет план выражения
(материальное воплощение - звуки или начертание) и план содержания (смысл).
Слово - производное от множества взаимосвязанных элементарных лексических
единиц - лексико-семантических вариантов (ЛСВ): вода (основная лексическая
единица) = вода 1 (прозрачная бесцветная жидкость...) + вода 2 (напиток
для утоления жажды...) + вода 3 (водная поверхность и ее уровень) + вода
4 (минеральные источники) + ... Таким образом, ЛСВ - это совокупность
всех грамматических форм слова, имеющих определенное лексическое значение.
Из единиц языка разных уровней наиболее многогранны синтаксические, т,
к. они входят в систему языка на высшем уровне. В свою очередь, синтаксические
единицы образуют иерархическую систему от словоформы до текста. Более
простыми являются некоммуникативные единицы (словоформы и сочетания слов:
беру, лесная ягода), более сложными - коммуникативные (предложения: Я
взял книгу, которая лежача на столе. Она-то мне и нужна).
Синтаксис позволяет показать, как, какими способами соединяются слова
в словосочетания и предложения; -из чего и как образуются такие синтаксические
единицы, как словоформа, сочетание слов, простое предложение, осложненное
предложение, сложное предложение, предложение с прямой речью, микротекст.
В составе предложения слова используются в одной из своих грамматических
форм. Словоформы, первичные единицы синтаксиса, не всегда совпадают со
словами (например, предлог - элемент словоформы). В предложении, состоящем
более чем из одной словоформы, можно выделить сочетания слов (словоформ),
связанных между собой грамматически и по смыслу (в лесу раздавался, топор
дровосека). Словосочетания - синтаксические единицы, компонентами которых
являются слова и форма слова или несколько форм слов (рисует (3 лицо ед.ч.
настоящего времени изъявительного наклонения глагола) березу (В. п. существительного)),
соединенных между собой синтаксической связью, представляющих событие/
Сочетание двух членов предложения, связанных каким-либо отношением с неравноправной
направленностью членов, где один из них - определяемый, а другой - определяющий,
называется синтаксической синтагмой. Составлять ее могут слова (новая
книга, читать книгу, читать быстро), словосочетания, выступающие как один
член (работает спустя рукава; это был человек, который вчера приходил
к нему; смотрел «Лебединое озеро») целые предложения (На фабрике все хорошо).
Таким образом, синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием,
но синтагма всегда выделяется в предложении, является результатом его
членения я существует только в нем, а словосочетание наряду со словом
служит готовым строительным материалом для предложения и является результатом
не разложения на элементы, а их синтеза. Кроме того, деление одного и
того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от
контекста, ситуации, экспрессивной оценки высказывания говорящим, различного
осмысления содержания и др.
Основной единицей синтаксиса является предложение, служащие средством
формирования, выражения и сообщения мысли. Предложение - минимальная единица
человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение
слов (или отдельное слово), содержащее предикативную синтагму и обладающее
известной смысловой законченностью и замкнутой (для полных предложений)
интонацией сообщения, вопроса, побуждения и т.д.. Интонация выполняет
различные функции: а) оформляет законченность предложения; б) выражает
эмоциональную сторону речи говорящего, воздействует на чувства слушающего;
в) в речи, преследующей цели воздействия, выражает волевые импульсы; г)
выражает модальные оттенки предложения. Основой предложения является предикативность
- выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к
действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность,
необходимость или вероятность и т.д.). Грамматическими средствами выражения
предикативности являются категория времени (все явления действительности
происходят во времени, и содержание высказывания осознается в каком-либо
временном плане), категория лица (высказывание, как правило, соотносит
действие с одним из трех грамматических лиц) и категория модальности (высказывание
говорящего сопровождается выражением его отношения к содержанию высказываемого).
В свою очередь, средствами выражения модальности являются категория наклонения
(изъявительное, повелительное, условное) и особые лексико-грамматические
средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы). В предложении
выделяется его предикативное ядро: в двусоставных предложениях - сочетание
подлежащего и сказуемого, в большинстве односоставных предложений - глагольная
словоформа. Различие между словосочетанием и предложением состоит в различии
между непредикативными и предикативными единицами. Словосочетание как
минимум двухкомпонентно, а предложение может быть и однокомпонентно. Простое
предложение - синтаксическая единица, состоящая из одной предикативной
синтагмы: нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм
слов или из одной формы слова (Сейчас он рисует березу). Сложное предложение
- синтаксическая единица, компонентами которой является несколько предикативных
единиц, соединенных синтаксической связью (Сейчас художник рисует березу,
потому что она хорошо освещена солнцем).
Коммуникативный аспект изучения синтаксических единиц проявляется в так
называемом актуальном членении, в выделении центра высказывания, содержащего
важную, актуальную информацию, которая составляет суть данной коммуникации.
В соответствии со своей коммуникативной направленностью предложение членится
на две части: тему и рему. Определяя тему, можно отметить ее признаки:
а) тема - часть предложения, которая обычно известна, вполне очевидна,
предопределена предшествующим контекстом, является носительницей данной
информации; от нее отталкиваются при передачи актуальной информации; б)
тема актуально менее значима, чем рема.
Соответственно, при определении ремы отмечается: а) она содержит то, что
сообщается о теме, являясь носительницей новой информации; б) она актуально
более значима, чем тема: в соотнесении ее с темой выражается актуальная
информация; она заключает в себе основное содержание сообщения и является
коммуникативным центром высказывания.
В приведенных ниже предложениях тема предшествует реме (граница актуального
членения показана косой чертой): Море / -смеялось (Горький); А мечтал
он I о лесной хижине, о жизни в лесу (Солженицын).
В следующих предложениях рема предшествует теме. Стала ярче I бесконечная
россыпь звезд (Андреев); Целые сутки /не выходил он оттуда (Тургенев).
Высказывание не может быть без ремы, составляющей его коммуникативный
центр. Наличие же темы в нем не обязательно: тематическая часть высказывания
может не быть явно выраженной, если она известна из контекста. Это наблюдается
в неполных предложениях: (Пароход отвалил поздней ночью.) Долго прокашливался
и гудел, дрожа всем корпусом (Паустовский) и нерасчлененных высказываниях:
Приняла весна.
Актуальное членение не соотносится с грамматическим членением на подлежащее,
сказуемое и т.п. Оно может объединять несколько членов предложения: Внутренность
леса / постепенно темнеет; алый свет вечерней зари / медленно скользит
по корням и стволам деревьев. Подлежащее может быть темой (Разговор /
состоялся], ремой (А видеть его хотел / Ваня Петров), может входить в
комплексную тему (Весна в этом году / ранняя) или рему (А утром / пошел
снег). Те же функции может выполнять и сказуемое.
Актуальное членение может быть многоступенчатым, когда компоненты ремы,
выделяемой на первом уровне членения, неоднородны по своей актуальной
значимости, и рема членится дополнительно: Тонкие стволы берез / белели
//резко и отчетливо (на первой ступени тема и рема - подлежащее и сказуемое,
на второй - рема членится с выделением наречной группы резко и отчетливо
как второй ремы).
Особенно ясно «данное» и «новое» разграничиваются в вопросоответной форме
диалога (в диалогическом единстве). Например: - Где ты отдыхал летом?
- Летом я отдыхал / в Крыму. Говорящий ставит вопрос, исходя из факта,
который ему известен в общих чертах, но недостаточно ясен в каких-то деталях.
В ответе «данное» - летом я отдыхал, «новое» - в Крыму. В монологической
речи актуальное членение конкретного предложения выясняется анализом связей
этого предложения с тем речевым целым, в состав которого оно входит: В
вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой крышей а
с темными окнами. Этот дом \ назывался постоялым двором (Чехов).
Рассмотрим основные способы выделения коммуникативного центра высказывания:
1. Логическое (или фразовое) ударение позволяет выделить информативный
центр предложения при любом порядке слов, Так, предложением Летом я отдыхал
в Крыму можно ответить на вопросы: Когда...? Кто...? Где...? и т.д., не
изменяя порядка слов, а лишь нужным образом интонируя фразу.
2. Способствовать выделению коммуникативного центра
высказывания могут и другие интонационные средства языка:
паузы (в письменной речи они оформляются разными знаками
препинания), темп произношения и т.д. Например: Хотел помочь
и - и не мог (Пушкин); Я вас спрашиваю: рабочим — нужно пла
тить? (Чехов). «Новое» может быть выделено послоговым про-
говариванием коммуникативного центра (скандированием). На
пример: Существует только человек, все же остальное - дело
его рук, мозга!.. Че-ло-век! Надо уважать человека! (Горький).
3. Важнейшим средством выделения коммуникативного
центра высказывания в устной и письменной речи является поря
док слов (Пойду я = Именно я пойду),
Вернуться к списку лекций
|