ЛЕКЦИЯ 3. Грамматические категории и грамматические средства современного русского литературного языка. Части речи и члены предложения


Грамматика (морфология + синтаксис) - грамматический
строй, совокупность и система грамматических категорий (вида, рода, полноты-краткости и т.д.). Грамматика ищет и находит общее в индивидуальном, одинаковое в разном (разные слова, например, столу, стулу, языку... могут обладать одними и теми же грамматическими характеристиками: сущ., м.р., ед.ч., Д.п., неодуш.).
Грамматическое значение - обязательное, абстрактное, обобщенное значение, охватывающее множество языковых единиц (словоформ, синтаксических конструкций) и всегда выражающееся грамматическими средствами. Грамматическое значение соотносит слово с определенной частью речи и внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, времени и т.д.), определяет возможности изменений слова и его сочетания с другими словами в предложении. Сравним грамматическое и лексическое значения. Лексическое значение (отражение явлений действительности), например, слова лодка - «небольшое судно для передвижения по воде, управляемое при помощи весел», которым оно отличается от близких по лексическому значению слов типа пароход, теплоход, баржа, катамаран, каноэ, пирога, плот и т.п., а также от всех прочих слов русского языка. Лексическое значение данного слова присуще только ему и никакому другому слову, поэтому лексические значения конкретны, отображают мир реальных предметов и явлений. В любом слове (и в слове лодка), есть и такие значения, которые обнаруживаются у множества слов (род, число и т.п.). Слово лодка - существительное ж.р. (как лампа, мама, деревня}, ед.ч. (как стол, карандаш), в Им.п. (как аудитория, но в отличие от лодкой, столах). Это и есть грамматические значения (отражение принадлежности явления к предметам, качествам, действиям, наличия его многообразных отношений к другим явлениям), достаточно абстрактные (почему лодка в русском языке ж.р., а плот - м.р.?), присущие большому количеству слов или форм слов и при этом обязательные, хотя немного дают для понимания смысла предложения (исключения составляют фразы типа мать любит дочь, где будет непонятно, кто кого любит, если проигнорировать грамматические значения). Лексическое и грамматическое значения слова находятся во взаимосвязи, а иногда грамматические значения зависят от лексических (Он смотрит фильм - В.п. / Он управляет машиной - Тв.п.).
Любое значение слова, словосочетания или предложения выражено в языке каким-либо способом.
Грамматические (словоизменительные) средства (мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах):
1) синтетические способы (выражение значения в самом слове): а) аффиксация, т.е. сопровождение корня, выражающего лексическое значение, приставками, суффиксами, окончаниями: он-и при-ш~я-и. Грамматическое значение приставки при- - СВ глагола прийти, суффикса -л— прошедшее время глагола, окончание -и - мн.ч. глагола и местоимения; б) внутренняя флексия -значимое чередование звуков: избегать - избежать (СВ - НСВ); в) ударение: дома (Р.п. ед.ч.) - дома (Им.п. мн.ч.); г) супплетивизм - выражение грамматического значения разными словоформами: человек (ед.ч.) -люди (мн.ч.), иду (н.вр) - шел (прошедшее время) и частичный супплетивизм: время - времени, полдень - полудня;
2) аналитический (выражение значений вне слова): пишу -
буду писать, красивый - более красивый;
3) смешанный (аналитико-синтетический): к столу (Д.п.
выражен предлогом и падежной формой).
Итак, слова в разных грамматических формах (говорю, говорил бы, будешь говорить) входят в отношения друг с другом и выявляют тем самым свои грамматические значения, поскольку имеют одну общую грамматическую основу (род, число, падеж, время и т.п.). Эта общая основа (совокупность однородных грамматических значений), организующая грамматические значения в систему, единство грамматического значения и его формальных показателей (материальных средств выражения), совокупность однородных грамматических явлений и слов при различии их форм называется грамматической категорией (категория рода, включающая грамматические значения м.р., ж.р. и ср.р., вида -СВ и НСВ. числа — ед.ч. и мн.ч. и т.д.). Каждая грамматическая категория обобщает множество слов, выделяя в них одинаковые смысловые и формальные стороны и признаки.
Роль грамматики для языка показательна в сконструированном академиком Л.В.Щербой предложении, в котором из русского языка взята только грамматика, а лексика придумана: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. В этом предложении заключена весьма большая грамматическая информация: все слова здесь связаны, среди них есть глаголы в личной форме, несущие значение предикативности, определяются морфологические формы слов определенных частей речи.
Части речи - лексико-грамматические классы слов, группирующихся в зависимости от ряда признаков: общекатегориального (обобщенно-семантического) значения слов, комплекса грамматических категорий, синтаксической функции. Все части речи делятся на знаменательные и служебные. Знаменательные (самостоятельные) части речи называют предметы, их качества, свойства, количества, их действия и состояния и их признаки, отсылают к ним; они могут быть членами предложения или образовывать целое предложение. Служебные части речи указывают различные отношения между словами, между словами и предложениями, придают различные оттенки словам и предложениям; они не бывают членами предложения.

Имя существительное служит названием предметов в широком смысле и имеет следующие грамматические категории: род, обладающий грамматическими значениями м.р. (стол), ж.р. (нога), ср.р. (молоко); одушевленность - неодушевленность, выражающаяся в том, что при склонении во мн.ч. форма В.п. у одуш. совпадает с формой Р.п., а у неодуш. - с формой Им.п. (Им.п. мамы /окна, Р.п. мам /окон, В.п. мам /окна; у существительных м.р. имеется такое же совпадение и в ед.ч.: Им.п. мальчик / стол, Р.п. мальчика / стола, В.п. мальчика / стол); число. имеющее значения ед.ч. (книга) и мн.ч. (ручки); падеж: Им., Р., Д., В., Тв., Пр. (студент, студента, студенту, студента, студентом, студенте).
Имя прилагательное служит названием признаков предмета имеет следующие грамматические категории: род (м.р., ж.р., ср.р.); падеж (Им., Р., Д., В., Тв., Пр.); число (ед.ч., мн.ч.) - в отличие от существительных у прилагательных эти грамматические значения не являются самостоятельными, а зависят от соответствующих значений существительного, с которым прилагательное должно быть согласовано; пол нота-краткость (только для качественных прилагательных, т.е. прямо обозначающих признаки, свойства, качества предметов; красивый - красив; в краткой форме они не склоняются); одущевленность-неодушевленность (вижу красивых девушек, но красивые стулья); степень сравнения: положительная (красивый), сравнительная (более красивый / красивее), превосходная (самый красивый /красивейший /наикрасивейший).
Имя числительное служит названием отвлеченных чисел, количества или порядкового номера предмета и имеет следующие грамматические категории: число (только у порядковых и числительных тысяча, миллион, миллиард), род (только у порядковых и числительных один, два, тысяча и др.), падеж, одушевленность-неодушевленность (только для числительных два, три, четыре).
Местоимение, замещая другие слова, указывает на предметы или признаки и может иметь следующие грамматические категории: род; одушевленность-неодушевленность; число; падеж (для разных разрядов местоимений - разные грамматические категории и их значения): она, мой. этот, некто.
Глагол служит названием действия или состояния предмета как процессов (сюда включаются также причастие и деепричастие) и имеет следующие грамматические категории: вид: НСВ -СВ (печь - испечь); персходность-нелереходность (делать + В.п. без предлога - бежать не употребляется с В.п.; залог: действительный: субъект действия выступает в Им.п. и занимает позицию подлежащего, а объект действия - в В.п. и в позиции прямого дополнения (он чешет нос), средне-возвратный: его имеют глаголы, образованные от переходных глаголов действительного залога посредством аффикса -ся для выражения действия субъекта, не переходящего на прямой объект, а как бы возвращающегося к самому субъекту (они одеваются очень быстро), страдательный; субъект действия выступает в Тв.п. и занимает позицию дополнения, а объект - в Им.п. в позиции подлежащего (дом строится рабочими); наклонение: изъявительное, условное, повелительное; кроме причастия (есть - ел бы - ешь); время: настоящее, прошедшее, будущее (иду - шел - буду идти); лицо; 1-е, 2-е, 3-е; кроме инфинитива, причастия и деепричастия (я лью -ты льешь - он льет); число (кроме инфинитива и деепричастия):
ед.ч., мн.ч. (пою - поем, делал - делали); род (только у отдельных форм в ед.ч. -прош. вр, условного наклонения, причастия): шел -шла - шло', падеж (у причастия): сделавший - сделавшего и т.д.; полнота-краткость (только у причастия): знающий ~ знающ.
Наречие служит названием признака действия, состояния, качества или предмета и не имеет морфологических категорий
(очень, хорошо).
Категория состояния (предикативные наречия) - класс неизменяемых слов, обозначающих состояние и выступающих в роли безличных предикативов, т.е. в роли сказуемого безличных предложений или двусоставных предложений с подлежащим-инфинитивом. Эти слова обозначают:
1) состояние окружающей среды, обстановки, сочетаясь с
обстоятельственными словами (В лесу свежо, но приятно), редко
- с дополнением в Р.п. (ничего не слышно);
2) физическое состояние живых существ (Ей жарко. Ей
больно);
3) психические состояния человека (Нам стыдно. Ему ста
ло жутко};
4) оценку состояния временн'ых и пространственных
отношений (Мне далеко до дома. Пока не поздно, иди. Пора.
подумать о деле);
5) отрицательную или положительную оценку состояния
или действия (Грех смеяться над чужими несчастьями. Пра
вильно! Жаль сестру!);

6) модальность (Надо взяться за ум. Можно сходить туда);
7) достаточную меру (Будет тебе. Довольно болтовни);
8) отдельная группа - слова крышка, каюк, капут, конец и
т.п.
Эти слова грамматически связаны с другими словами (управляют Д.п./Р.п. субъекта), сочетаются с обстоятельственными словами, обозначающими место, время, обозначают состояние, которое как бы решает судьбу кого-:, чего-либо (вам крышка).
Слова категории состояния характеризуются некоторыми признаками:
1) наличием времени (сегодня холодаю, было темно); 2) выражением наклонения (было бы весело); 3) неизменяемостью, кроме слов на -о, которые имеют форму сравнительной степени и слабой степени признака (холоднее всего в той комнате, здесь стало холодновато); 4) формой вида, возникающей при сочетании с глаголами-связками отвлеченного характера: быть, стать, делаться и др. (стало неловко (СВ), становится грустно (НСВ)).
При этих словах могут быть существительные и местоимения в форме Д.п. со значением логического субъекта (мне грустно), Р.п. или Пр.п. (без него скучно; в комнате темно); наречия места, времени, количества, меры (здесь душно: днем стало теплее; было очень тихо); инфинитивы (нужно поговорить).
Модальные слова (в широком смысле) выражают субъективно-объективные отношения высказывания к действительности с точки зрения говорящего (Вероятно, он придет. По моему мнению, это нехорошо). Такими отношениями могут быть отрицание и утверждение, наклонения, субъективные оттенки значений (оценочные слова), формы времени и т.п.
В состав лексико-грамматической категории модальности входят собственно модальные слова (действительно, безусловно, очевидно, признаюсь, знаете ли, передают, говорится, значит, словом, в частности, главное и т.п.); модальные частицы, интонационно слитые со словосочетанием (вряд ли, едва ли, знать, конечно, право, прямо, просто, верно, чуть, пожалуй, будто, авось, никак, наоборот, впрочем, ну, то-то и т.п.); фразеологизмы (откровенно говоря, так сказать, бог знает, должно быть) и свободные сочетания (синтагмы) и синтаксические конструкции (к сожалению, к всеобщему восхищению, по мнению, в самом деле, в конце концов, чего доброго, как никак).
Модальные слова стоят вне связи с какими-либо частями речи, поскольку они выражают модальность высказывания в целом или отдельных его компонент. Выражая оценку говорящим высказываемого или способа его выражения, они похожи, с одной стороны, на служебные части речи, но, с другой стороны, отличаются от предлогов и союзов своими синтаксическими функциями. Модальные слова не являются членами предложения, находясь вне предложения, а лишь примыкая к нему.
По своим функциям модальные слова и частицы подразделяются на следующие разряды:
1) субъективная передача чужой речи, мысли ее оценка с точки зрения говорящего (мол, дескать, будто бы, слышно, по свидетельству, по мнению); 2) оценка самого способа выражения (откровенно говоря, так сказать, буквально, вообще говоря, то есть) 3) характер речевой экспрессии или эмоциональный тон высказывания (шутка сказать, не в обиду будь сказано, признаться сказать); 4) эмоциональное освещение обозначаемой действительности (пожалуй, что ли, чего доброго, право, знать, как-никак, к счастью, признаюсь)', 5) логическая оценка достоверности утверждения (очевидно, разумеется, в самом деле, может быть, понятно, кажется); 6} отношение содержания отрезка речи к общей последовательности мыслей в ходе высказывания (значит, кстати, кроме того, в частности, например, в конце концов); 7) порядок движения мыслей в числовой последовательности (во-первых, в-десятых); 8) внезапное припоминание, присоединение по ассоциации (кстати, заодно, к тому же); 9) сравнение (словно, как бы, как будто); 10) призыв к собеседнику, стремление возбудить его внимание, отношение к чему-либо (видишь ли, знаете ли, знаешь что, извините, верите ли); 11) количественное обозначение степени, мера, число (самое большее, по крайней мере, едва ли не); 12) совмещение категорий, сближение с междометиями (слава богу, черт возьми, шут его знает, чтоб ему пусто было).
Служебные части речи, не обладая функцией именования, а служа выражению отношений между явлениями действительности, не имеют грамматических категорий. Предлоги выражают грамматические отношения между формами имени и другими словами в предложении (в сочетании с косвенными падежами существительных: в лесу, субстантивированных прилагательных: у рабочих, местоимений: со мной, числительных: к пяти). Союзы отражают грамматическую связь членов простого предложения или частей сложного предложения (Петя и Маша не хотят, чтобы их уволили). Частицы выражают смысловые оттенки (Она же пришла!). Связки связывают части предложения (Он был студентом. Это нехорошо).
Междометия служат для непосредственного выражения волеизъявления, чувств, побуждений, не называя их (ох, кыш, ага). Междометия не изменяются (значит, слово ох в предложении Не привыкну к его вечным охам сушс3вдпданолража'ге:1ьные слова воспроизводят звуки, восклицания, крики (кря-кря, бац, динь-динь).
Члены предложения - классы компонентов предложения (форм слов и сочетаний форм слов), которые характеризуются одними и теми же свойствами: а) одинаковой функцией при порождении предикативного ядра (основы конструкции) предложения; б) одинаковой функцией при создании номинативного ядра (именования); в) одними и теми же синтаксическими связями и семантическими отношениями с прочими членами предложения.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные:
Подлежащее - абсолютный определяемый член предикативной синтагмы, главный член двусоставного предложения, который обычно выражается одним или даже несколькими существительными, местоимениями в Им.п., любой другой частью речи, употребленной в значении существительного, а также инфинитивом или числительным: Мы находимся в аудитории. Присутствующие разговаривали. Громкое «ау» раздалось в лесу. Узнать об этом очень легко. Несколько студентов не сдали зачет.
Сказуемое - определяющий член предикативной синтагмы, второй главный член предложения, обозначающий действие или состояние того, что выражено подлежащим. Сказуемое бывает простое глагольное (Идет сильный дождь), составное именное (День был жаркий. Дни становятся холоднее) и составное глагольное (Я буду читать лекцию. Он хочет поступить в институт).
Дополнение - определяющий член объектной синтагмы, второстепенный член предложения, обозначающий предмет, который является объектом действия или необходим для уточнения признака. В роли дополнения могут выступать существительные в косвенных падежах, местоимения, количественные числительные, инфинитивом, субстантивированными словами (в функции существительного), неразложимые словосочетания: Он отыскал удобное место (В.п.) у опушки, перемигнулся сотоварищем (Тв.п.). Кукушка твердит своё куку (В.п.). Разделите десять (В.п.) на два (В.п.). Приказываю повиноваться. Тот сообщил нам. Нашел его ахиллесову пяту. Дополнение бывает прямое и косвенное. Прямое выражается В.п. без предлога при переходных глаголах, показывающим, что предмет полностью охвачен действием, либо Р.п. при неполном охвате предмета или отрицании: ты прочитал книгу; надо принести воды: я не читал этой книги. Косвенное дополнение выражается всеми прочими падежами, может употребляться с предлогами: Он зол на него. Они чужды ему.
Определение - определяющий член атрибутивной синтагмы, второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета: Вошла девушка лет восемнадцати, со светлыми кудрями. Пятая неделя подошла к концу. Его шутки всегда бывают неуместны. Дом деда. Темнота ночи. Лодка с парусом. Попрыгунья стрекоза. Деревня_Никольское (два последних случая - приложение - определение, выраженное существительным, согласующимся в падеже с определяемым словом).
Обстоятельство - определяющий член релятивной синтагмы, второстепенный член предложения, обозначающий условия, в которых протекает действие: цель, время, место, способ, причина, мера, степень: Издали доносились звуки музыки. От радости у нее перехватило дыхание. Мы ехали шагом. Ребенок мало ест. Лет десять тому_нашд он казался еще молодым,
Детерминанты - - свободные словоформы, находящиеся обычно в начале предложения и осуществляющие грамматическую связь не с одним из членов предложения, а со всей предикативной единицей в целом. В роли детерминанта выступают обстоятельства и дополнения: По утрам он был один. У нее были большие глаза и рот походил на мой.

Вернуться к списку лекций