Психология и педагогика

Лекция 3.

Эксперимент отличается от простого наблюдения своими задачами. С помощью эксперимента изучаются явления. Эксперимент характеризуется следующими особенностями:
1. Исследователь преднамеренно создаёт, вызывает интересующие его явления.
2. Создаётся специальная экспериментальная установка, позволяющая наблюдать явления в относительно чистом виде, исключив случайные ситуации.
3. Эксперимент повторяется столько раз, сколько необходимо.
4. Как правило экспериментальный метод оснащается точной измерительной аппаратурой, позволяющей получать количественную характеристику изучаемых явлений и подвергнуть результаты статистической обработки.

Лабораторный эксперимент. Метод беседы. Статистический метод – для обработки большого количества неоднородного материала. Необходим при исследованиях массового характера.

Физиологические основы восприятия.

Психика – свойство мозга. Человек отражает в своём сознании внешнюю действительность только с помощью мозга. Организм и окружающая его среда. Первые живые организмы не имели нервной системы. Их взаимодействия с внешней средой были очень элементарными. Лишь в дальнейшем в процессе развития жизни появились животные, наделённые нервной системы и в связи с этим получившие более совершенные приспособления к внешней среде. Развитие психики, как и всякого другого явления имеет поступательный характер и состоит в закономерных переходах от низших форм к высшим. Психика проявляется в деятельности. Обусловлена образом жизни животных и человека. Подчинено законам биологии. Совершается на основе изменчивости видов и естественного отбора. Психика человека подчиняется законам общественной жизни, связана с развитием труда. Высшая ступень развития психики называется сознанием.

Простые безусловные рефлексы

Рефлексы – строго закономерные ответы животных на внешние раздражители. Характер ответа (сила и направленность) зависит от внешнего раздражителя. Безусловные рефлексы: двигательные, секреторные, трофические.

Вернуться к списку лекций

Перейти к предыдущей или следующей лекции