Психология и педагогика
Лекция 4.
По характеру нервных связей различают безусловные и условные рефлексы.
Будучи врождёнными, безусловные рефлексы не зависят от индивидуального
опыта и мало изменяются в течение жизни. Эти рефлексы определяются
нижними отделами центральной нервной системы без участия коры головного
мозга.
Рефлексы как механизмы приспособления к окружающей среде
Поведение животного – ничто иное, как постоянное приспособление
живого организма к условиям внешнего мира. Организм существует в
среде благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы к этой
среде.
Безусловный рефлекс
Для безусловного рефлекса характерны следующие особенности:
1. Постоянство нервной связи между определёнными раздражителями
и ответными реакциями организма
2. Врождённый характер реакции на определённые раздражения.
3. Видовой характер этой реакции не зависит от индивидуального опыта
и мало изменяется в течение жизни.
Системность работе мозга
Кора мозга постоянно подвергается воздействию большого числа раздражителей,
вызывающих в ней разнообразные по качеству и степени процессы возбуждения
и торможения. Эти процессы образуют своеобразную функциональную
мозаику: в одних участках мозга возбуждение, в других – торможение.
Эта мозаика не остаётся постоянной – она находится всё время в движении
и изменении. Нервные процессы, лежащие в основе условного рефлекса
при повторении данной деятельности приобретают стереотипный характер.
Стереотипы являются динамичными.
Мышление
Процесс отражение в сознании человека связей и отношений между
предметами или явлениями действительности. Когда человек мыслит
о каких-либо явлениях, он отражает в своём сознании самую сущность
предметов, их взаимные связи и отношения. Стремясь понять основы
данного явления, проникнуть в его сущность явления, человек обязательно
должен отразить в своём уме также и отношения этого предмета с другими
предметами и явления. Отражение этих связей позволяет понять функции
предметов.
Основы особенностей мышления
Процессы мышления отличают следующие мышления
Вернуться к списку лекций
Перейти к предыдущей или следующей
лекции
|